Закон № 89-ФЗ направлен на изменение существующей системы сбора, утилизации и хранения бытовых отходов. Новый процесс управления отходами будет осуществляться единой региональной организацией, а не управляющей компанией.
Оплата за сбор отходов теперь считается необходимой коммунальной услугой; с 2020 года оплата в большинстве районов будет зависеть от количества жителей. До реформы расчеты производились на основе площади участка. В 2020 году место сбора отходов определяется для каждого дома.
Местные власти должны рассчитать нормы потребления и количество контейнеров на прилегающих территориях. Новые тарифы включают утилизацию ТБО, строительство пунктов переработки, стоимость новых полигонов и меры по защите окружающей среды и озонового слоя.
Согласно новым правилам, общие отходы должны утилизироваться отдельно по категориям. В настоящее время не во всех районах введен раздельный сбор отходов. Переход на такой сбор оказался технически сложным.
Противоречия в законе: что относится к ТКО
В перечень коммунальных отходов не входят бытовые отходы, которые перечислены в Федеральном классификационном перечне отходов, утвержденном Росприроднадзором. Регулирование по приказу № 242 включает: — отходы, не используемые для переработки:
- уличные отходы,.
- растительные отходы, образующиеся при содержании зеленых насаждений; — растительные отходы, образующиеся при содержании зеленых насаждений; — растительные отходы, образующиеся при содержании зеленых насаждений;.
- мусор и отходы, образующиеся при уборке зеленых насаждений, скверов, парков и зон отдыха.
В Законе № 89-ФЗ не упоминается мусор, образующийся на прилегающей территории. Это создает противоречие, и региональные ведомства отказываются убирать мусор и уличные отходы. Верховный суд и антимонопольные органы однозначно относят данный мусор к твердым коммунальным отходам.
Вывоз и утилизация бытовых отходов является обязанностью регионального органа.
Что содержит новая форма отчетности по ТКО
Форма статистической отчетности по отходам утверждена приказом Росстата № 766 от 12. 12. 2019 года.
Она содержит следующую информацию об отходах
- Образование,.
- обработка,.
- вывоз,.
- Захоронение,.
- Утилизация,.
- Нейтрализация.
Новые формы 2-ТП подаются региональными операторами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами каждый отчетный период, но не позднее 1 февраля.
Штрафы за нарушение экологических норм при обращении с ТКО
141-ФЗ Федерального закона № 17. 06. 2019 года предусматривает нарушения в сфере обращения с коммунальными отходами.
- несоблюдение требований в области охраны окружающей среды и мониторинга загрязнения окружающей среды; и
- несоблюдение сроков представления отчетности и отчетов; и
- неуплата прогнозируемых платежей; и
- несоблюдение условий сбора, использования и хранения КАН; и
- несоблюдение обязательств по разработке моделей потребления; и
- превышение допустимых границ размещения АСА; и
- ненадлежащая сортировка отходов; и
- применение АСА для регенерации; и
- Отсутствие контроля за установками по утилизации отходов.
Санкции за ненадлежащее обращение с АСА в 2020 году будут более жесткими. Размер штрафа зависит от стадии, количества, повторности нарушений и экологических последствий. В зависимости от масштаба нарушения и обвиняемого, штрафы варьируются от 20 до 350 000 рублей.
Полезно
Местные вопросы законодательной реформы в области обращения с коммунальными отходами можно рассмотреть на семинаре образовательного центра «Финконт».
Требования к контейнерным площадкам
Санпин 2. 1. 3684-21 вступил в силу 1 марта 2021 года и будет действовать до марта 2027 года. Часть 2 этого документа содержит обязательные требования к ННО (согласно п. 10 ПП РФ 491). УОС, ЖБО (жидкие бытовые отходы) и деионизация.
Санпин 2. 1. 3684-21 Устанавливает новые требования к площадкам для концентрации АСО в контейнерах.
- Площадка должна быть установлена на асфальтовом или бетонном основании и иметь уклон, подходящий для сброса растворенной воды и прибытия полученной воды.
- Место должно иметь подъездную дорогу.
- Вокруг мест сбора отходов с трех сторон должно быть построено ограждение для предотвращения рассеивания отходов. Высота этого ограждения должна быть не менее 1 метра.
- Расстояние места сбора отходов от дома, спортивной или детской площадки должно быть не менее 20 метров (или не менее 8 метров для другого сбора).
- Количество контейнеров на территории для сбора смешанных отходов — не менее 12. Четыре из них — для раздельного сбора; для КСО (крупногабаритных отходов) — не более двух контейнеров.