- Структура юридической нормы
- Классическая структура правового государства
- Трехзвенная структура нормы права
- Критика двусторонней структуры верховенства права
- Что такое диспозиция
- Гипотеза
- Санкция
- Примеры сочетания гипотезы, диспозиции и санкции в разных нормах
- По характеру регулятивного воздействия
- По способу описания
- По составу
В России к правовым источникам относятся. Конституция Российской Федерации, Федеральная Конституция, федеральные законы, постановления и иные нормативные постановления департаментов Федерального Собрания Российской Федерации, Указы Президента Российской Федерации, Федерального агентства исполнительной власти Президента России, Высшего федерального органа исполнительной власти, международные договоры и соглашения Российской Федерации, судебные решения с условиями, отображающими ответственность между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти.
Нормативные правовые акты — это правовые акты, издаваемые компетентными органами, которые основаны на законе и устанавливают непротиворечивые правовые нормы. Вся система этих нормативных правовых актов основана на строгой иерархии уровней. Их юридическая сила зависит от положения органа, которым издается нормативный акт, в общей иерархии государственных органов.
В зависимости от органа, издающего нормативный акт, различают общеобязательные, местные и локальные (в рамках организации).
Общие регламенты издаются законодательными органами в общем качестве. Они используются для обеспечения функционального государственного контроля и координации экономической, политической и социально-культурной жизни страны.
Основное место в системе общих нормативных актов занимают
Указ Президента как главы государства. Он обладает высшей юридической силой после закона и регулирует основные направления внутренней и внешней политики государства.
1. правительственные законы (следующего уровня) издаются на основе исполнения законов и указов президента и касаются оперативных вопросов, таких как управление финансами, социально-культурное строительство и национальная оборона
2. служебные акты издаются в рамках компетенции министерств, государственных комиссий и других служб и регулируют отношения внутри соответствующих ведомств (таможенные, транспортные, банковские, образовательные, органы здравоохранения и т.д.) Эти акты обычно издаются В форме приказов, директив, решений, распоряжений, положений, писем, инструкций, уставов и т.д.
В некоторых случаях министерства и организации имеют право издавать нормативные акты, которые распространяются как на граждан, так и на подконтрольные объекты, не являющиеся их непосредственными субъектами. Такие акты издают, в частности, Министерство финансов, Центральный банк и санитарно-эпидемиологическая инспекция. В настоящее время существует процесс регистрации нормативных актов министерств и служб, затрагивающих права и законные интересы граждан или носящих межведомственный характер.
Данная регистрация осуществляется Министерством юстиции.
Местные нормативные акты издаются местными представителями и исполнительными органами (области, города, поселки и т.д.). В Российской Федерации это органы местного самоуправления.
4. локальные (внутриорганизационные) нормативные акты издаются в связи с возможностью предприятий, учреждений и организаций регулировать внутреннюю деятельность (организацию труда, служебную дисциплину) и применять их в отношении соответствующих работников (членов). Предприятия, учреждения и организации.
Например, внутреннее регулирование трудовых отношений в конкретном предприятии.
Структура юридической нормы
Классическая структура правового государства
Норма права выполняет три функции в регулировании общественных отношений
- Она выражает волю законодателя в форме действительных решений и общеобязательных норм.
- Оно служит критерием для оценки поведения людей. Споры и юридические разногласия разрешаются с помощью норм права.
- Они предусматривают наказания за несоблюдение или неисполнение обязательств.
Таким образом, верховенство права в его классической форме состоит из трех взаимосвязанных элементов.
Прецеденты — это часть правовых норм, которая описывает условия, при которых действует норма. Прецеденты не только описывают эти условия, но и придают смысл юридическим фактам.
Диспозиции являются частью нормы права, в которой говорится о том, как люди должны действовать при наличии фактических обстоятельств, изложенных в деле.
Санкции — это часть нормы права, которая определяет набор мер государственного принуждения, которые могут быть применены к нарушителям правил.
Можно рассмотреть структуру правовых норм, содержащихся в статье 61 Трудового кодекса Российской Федерации, озаглавленной «Начало действия трудового договора». В ней говорится: «Трудовой договор вступает в силу со дня его подписания работником и работодателем. Работник обязан приступить к работе в день, указанный в трудовом договоре».
Пункт «Работник должен приступить к работе в день, указанный в трудовом договоре» должен быть процитирован.
Данное предположение правовой нормы указывает на следующие ситуации
- заключение трудового договора
- вступление трудового договора в силу, и
- дата начала выполнения работником работы, определенная вступившим в силу трудовым договором.
Наличие указанной правовой нормы предполагает наличие юридического действия, то есть исполнение работником своих обязанностей.
В противном случае санкцией данной правовой нормы является признание трудового договора недействительным.
Следует отметить, что норма права и нормативное правовое регулирование не всегда одно и то же. Статьи могут содержать разные правила, но в большинстве случаев верно обратное. Правила формулируются в разных статьях, иногда в разных законах.
Предусмотрено также санкционирование определенных норм в разных статьях. Поэтому необходимо проанализировать различные статьи нормативного правового акта, чтобы привести пример нормы права в объединении трех элементов.
Трехзвенная структура нормы права
Что касается структуры нормы права, то здесь нет единого мнения между правовыми актами.
Первая (и наиболее распространенная) позиция (точка зрения) заключается в том, что норма права имеет трехстороннюю структуру и состоит из прецедента, макета и ратификации.
Прецедент является частью нормы права, которая раскрывает условия (предпосылки) наличия или отсутствия, при которых норма может действовать.
Макет — это часть нормы права, раскрывающая само правило поведения, то есть право действовать и/или обязанность действовать или не действовать определенным образом.
Ратификация — это часть нормы права, которая раскрывает последствия применения субъектом настроения. Санкции могут быть как негативными (наказание, штраф), так и позитивными (мотивация).
Сторонники данного подхода считают, что структура правовой нормы существует объективно как неразрывная связь правила поведения (уложение) с условиями его применения (случай) и способом защиты от нарушения (ратификация). В этом случае формула микроположения нормы права может быть выражена в виде ‘an-and-if-other’. В этом типе, где ‘case’ обозначает случай, ‘moot’ — настроение, а ‘other’ — санкцию.
Например, «Если вы оказались на территории государства (или являетесь гражданином государства), вы должны подчиняться законам этого государства. В противном случае государство неизбежно применит меры к нарушителям правопорядка.» Другими словами. Если он находится на территории государства, он должен соблюдать законы этого государства.
В противном случае государство обязательно применит меры против нарушителя правового государства.
Критика двусторонней структуры верховенства права
Если норма права представлена в виде настроения и санкции, ее нельзя применять без учета «элементов» других правовых положений (например, тех, которые определяют правоспособность). Если правовая норма выражена в двух элементах (падеже и диспозиции), то в этом случае правовая норма не отражает качество конкретного закона, такое, что верховенство этой нормы гарантируется государственным принуждением.
Если случай двусторонней структуры юридических норм соответствует структуре структуры конкретного нормативного закона, то этот случай не может получить общетеоретического значения, поскольку содержание многих других статей того же акта не имеет такой структуры.
Следует отметить, что по вопросу о структуре правовых норм в юридической науке сходятся противоположные точки зрения. Сторонники «трехфакторной структуры» ввели категориальный механизм теории права, провозгласив понятие «нормативные положения» или нормативные правила.
Нормативные предписания (или нормативные предписания) — это основные, логически завершенные государственные нормативные предписания (уставы), выраженные непосредственно в тексте положений нормативных правовых актов.
Нормативные предписания подразделяются на следующие категории
- охранительные нормы: диспозиции, санкции и
- Регулятивные нормы: случаи, настроения.
Примеры регулятивных норм. Гражданин может быть признан судом безвестно отсутствующим по заявлению заинтересованного лица, если в течение года (случая) нет сведений о месте его жительства (ч. I ст.
42 Гражданского кодекса РФ). В случае существования или обнаружения места жительства гражданина, признанного безвестно отсутствующим (дело), суд отменяет решение о признании его безвестно отсутствующим (распоряжение) (ст. 44 ГК РФ).
Таким образом, при формулировании нормативно-правовых норм диспозиция может предшествовать или следовать за ней.
Если правовая норма является охранительной, то вторым элементом нормы является санкция. Например, «Склонение к потреблению наркотических средств или психотропных веществ — наказывается ограничением свободы на срок до трех лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок от двух до пяти лет» (ст. 230, ч. 1 УК РФ). (РФ).
Этот пример также включен в трехстороннюю структуру. Это объясняется ниже.
Таким образом, норма права может быть представлена как логическое правило или предикация правила.
Что такое диспозиция
В идеале норма права состоит из трех взаимосвязанных частей: прецедентов, диспозиций и санкций.
Анализ их содержания поможет вам понять логику законодателя и убедиться, что ничего не нарушено.
Гипотеза
Прецедент является предпосылкой для применения нормативных положений. Оно отвечает на вопросы «если», «когда» и «если только».
Например, согласно пункту 5 статьи 28 Гражданского кодекса Российской Федерации, сельскохозяйственным оператором может быть гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя. Предпосылками для применения указанных правил являются наличие российского гражданства и свидетельства о регистрации индивидуального предпринимателя.
Санкция
Ратификация — это результат применения макета. Он может быть отрицательным или положительным.
Например, в соответствии со статьей 6. 1. 1, Побои в цао рф наказываются штрафом в размере 5000-30000 рублей, 10-15 суток административного ареста или 60-120 часов обязательных работ. Это пример негативной ратификации. Расклад здесь — физический вред.
Согласно пункту 18 Дисциплинарного устава Вооруженных Сил Российской Федерации, за доблесть и мужество при исполнении воинского долга военный может получить правительственную награду — ценную грамоту от Президента. Это пример позитивного санкционирования. Однако проявление мужества и отваги — это настроение (модель правового действия).
Примеры сочетания гипотезы, диспозиции и санкции в разных нормах
В зависимости от типа структуры правовые критерии бывают идеалистическими и реалистическими.
Первый состоит из всех трех частей. Данные части могут существовать в разных статьях или разных нормативных документах.
Например, согласно первой части статьи 161 ГК РФ, договоры на сумму свыше 10 000 рублей должны быть заключены в простой письменной форме (отдельные виды требуют нотариального удостоверения). Пункт 1 части 1 статьи 162 ГК РФ указывает, что незнание такого предписания лишает обе стороны рассчитывать на будущих свидетелей.
Проанализируйте нормы п. на предмет указанного правила.
- Кейс. Одним из участников отношений является юридическое лицо, нотариальное удостоверение сделки не является обязательным.
- Выбытие. Сохраняется простой вид письменного документа.
- Санкции. Стороны не могут полагаться на свидетелей для подтверждения выводов и условий сделки.
Однако законодательство редко бывает полностью структурированным. Большинство положений содержат только «дело + настроение» или «настроение + ратификация». Целевые нормы, принципы и определения состоят из одного элемента.
Комбинация элементов | Пример. |
---|---|
Только настроение. | Статья 2 Конституции: права и свободы человека признаются высшей ценностью (e) |
Прецедент + диспозиции | Статья 3 § 4 Трудового кодекса: «Любое лицо, которое считает (d), что оно сталкивается с дискриминацией на работе, может подать иск в суд (e)». |
Настроение + ратификация | Статья 105, § 1 Уголовного кодекса РФ: «Убийство (д) наказывается сроком от 6 до 15 лет с ограничением свободы еще на два года». |
По характеру регулятивного воздействия
Существует три типа положений. Разрешающие, регулирующие и запрещающие.
Первые предоставляют членам общества то, чем они могут распоряжаться по своему усмотрению. Например, в Конституции говорится, что каждый имеет право выбирать место жительства.
Регулятивные положения указывают на обязанности человека. Например, Конституция Российской Федерации гласит, что каждый должен бережно относиться к историческому и культурному наследию страны.
Запрещающие положения указывают на недопустимость определенных действий. Большинство из них встречается в административных проступках и в Уголовном кодексе.
По способу описания
Здесь юристы имеют в виду то, как описаны характеристики деяния. По этому критерию положения можно разделить на четыре типа
- Простые. Характеристики деяния очевидны из самого текста и не требуют дополнительных пояснений. Например, КоАП РФ вводит санкции за оказание обычных лечебных услуг.
- Описательный. Содержание закона раскрывается в том же нормативном акте, где есть прогноз. Так, в первой части ст. 159 УК РФ перечислены реквизиты мошенничества: 1) хищение чужого имущества или завладение им 2) с помощью обмана или злоупотребления доверием.
- См. также Юридические детали разъясняются в том же нормативном документе, но в других правовых нормах. Например, в ч. 3 ст. 131 говорится об изнасиловании несовершеннолетних. Характер самого правонарушения разъясняется в ч. 1 той же статьи.
- Завершено. Ознакомление субъекта с другими правилами правового поведения. Например, в статье 15.3 УПК говорится о несоблюдении срока постановки на учет в налоговых органах. Однако сам срок определяется в отдельном документе — Налоговом кодексе РФ (общая часть).
По составу
Состав — это количество действий, доступных субъекту. По этому критерию выделяют три вида состава: простой, сложный и альтернативный.
В первом случае можно выбрать один вариант. Например, согласно статье 10 Семейного кодекса, брачные отношения могут быть официально признаны только в ЗАГСе.
Сложные планировки предполагают более одного варианта действий. Как правило, они также являются обязательными.
Например, согласно части 4 статьи 111 Конституции Российской Федерации, после того как Палата депутатов отклонила три кандидатуры на пост премьер-министра, президент делает три вещи
- Президент сам назначает это лицо на должность, и
- распускает Палату представителей; и
- назначает новые выборы.
Альтернативная схема предоставляет субъектам выбор. Простой пример — оставить ли девичью фамилию или перейти на фамилию супруга.