- Статья 20. Инициатива проведения референдума.
- Инициатива проведения референдума Российской Федерации
- Лица, обладающие правом участия в референдуме РФ
- Порядок назначения референдума РФ
- Определение результатов референдума РФ
- Конституционный статус личности: понятие, элементы, принципы. Понятие и принципы российского гражданства по ФЗ «О гражданстве РФ».
- Основы правового положения личности
- Организация и проведение референдума
- Органы референдума (статья 2 Федерального конституционного кодекса):.
- Вопросы референдума и порядок их вынесения на референдум
- Вопросы не могут быть вынесены на референдум.
- Случаи, исключающие возможность уведомления и проведения референдума (ст. 7 Федерального конституционного закона).
‘Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы’ Конституция Российской Федерации.
Статья 20. Инициатива проведения референдума.
1. Инициатива проведения референдума в Российской Федерации принадлежит гражданам Российской Федерации, имеющим право на участие в референдуме.
Инициатива проведения референдума может быть предоставлена также иным субъектам («инспирарам»). ‘Федеральный конституционный закон «О референдуме Российской Федерации» определяет круг Инспираторов помимо граждан, являющихся референдумами Российской Федерации. Круг вдохновителей, помимо граждан, являющихся референдумом Российской Федерации, устанавливается настоящим Кодексом местным референдумом.
3. инициативная группа по проведению референдума, определенная частью 1 настоящей статьи, создается для выдвижения инициативы проведения референдума и сбора подписей граждан Российской Федерации в ее поддержку. Данная инициативная группа может быть создана гражданами или группами граждан Российской Федерации, имеющими право на участие в референдуме.
Количественный состав инициативной группы по проведению референдума Российской Федерации определяется количественным составом референдумов федеральной Конституции, Российской Федерации или региональных референдумов. Не менее 10 человек — массовая инициатива референдума.
4. инициатива проведения референдума или регионального референдума в Российской Федерации может быть также выдвинута избирательной коалицией или иной общественной коалицией. Федеральный закон на уровне, соответствующем уровню референдума, или на более высоком уровне не позднее чем за один год до дня выдвижения инициативы проведения референдума.
В этом случае органы управления данной избирательной коалиции, иной общественной коалиции или ее региональных отделений либо органы управления иных структурных категорий (соответствующих уровню референдума) независимо от их численности выступают в качестве инициативной группы по проведению референдума.
5. для назначения референдума референдума, назначаемого в соответствии с частями 3 и 4 настоящей статьи, Федеральной конституцией, Законом Российской Федерации, Указом №. Муниципальные образования, подписи участников референдума в поддержку инициативы.
6. сбор подписей осуществляется в соответствии с правилами, установленными настоящим Кодексом для сбора подписей в поддержку кандидатов, списка кандидатов на выборах. Подписи могут собираться только среди участников референдума, имеющих право на участие в соответствующем референдуме.
7. количество подписей, которое должно быть собрано в поддержку инициативы проведения референдума Российской Федерации, не может превышать 2 процента от установленного законом числа участников референдума, зарегистрированных на референдуме. Количество подписей, которое необходимо собрать в поддержку инициативы проведения местного референдума, определяется законом и не может превышать 5% от числа участников референдума референдума, но не менее 2.
Выборы референдума выделяют избирательные округа Российской Федерации, органы местного самоуправления, референдумы Российской Федерации или органы государственной власти местных референдумов.
8. члены и уполномоченные представители Инициативной группы по проведению референдума не вправе использовать преимущества должностного или служебного положения для выдвижения и поддержки инициативы проведения референдума и получения ответов на вопросы референдума.
Инициатива проведения референдума Российской Федерации
Согласно статье 8 ФКЗ от 10 октября 1995 года «О референдумах в Российской Федерации», инициатива проведения референдума в Российской Федерации имеет следующую силу
предусматривает наличие не менее двух миллионов граждан Российской Федерации, имеющих право на участие в референдуме Российской Федерации, из них не более 10% проживают на территории Российской Федерации или на территориях за пределами территории Российской Федерации [7? 118].
Конституционного Собрания по делу о частях статьи 135 Конституции Российской Федерации.
Важно отметить, что в период, предшествующий назначению референдума Российской Федерации и официальному опубликованию (обнародованию) его результатов, к субъектам, указанным в части первой статьи 8 федеральной Конституции ‘Статья 8 о референдуме’, относятся. Российской Федерации ’10 октября 1995 года, не могут выступать с инициативой проведения нового референдума Российской Федерации.
Право граждан Российской Федерации или групп граждан Российской Федерации на участие в референдуме Российской Федерации и на участие в выборах федеральных органов государственной власти предусмотрено и зарегистрировано Общероссийским добровольным союзом последнее Министерство юстиции, референдум о референдуме Российской Федерации формировался коллективом численностью не менее 100 человек и сбора подписей в поддержку проведения референдума Российской Федерации.
Если подписи собираются гражданами Российской Федерации, проживающими за пределами территории Российской Федерации, в состав инициативной группы должны входить представители этих граждан.
Обращение инициативной группы направляется в избирательные комиссии соответствующих субъектов Российской Федерации, на территории которых проживает большинство членов инициативной группы, с ходатайством о создании инициативной группы.
В ходатайстве инициативной группы четко указываются:.
формулировка вопроса (вопросов), предлагаемого (предлагаемых) инициативной группой для вынесения на референдум Российской Федерации,.
субъекты Российской Федерации, на территории которых осуществляется сбор подписей, а именно
фамилии, имена, отчества, прозвища, даты рождения, адреса места жительства, серии и номера паспортов членов инициативной группы или альтернативных документов членов инициативной группы, а также соответствующих лиц Российской Федерации, уполномоченных действовать от имени инициативной группы на территории инициативной группы соответствующий субъект Российской Федерации.
К ходатайству прилагается протокол собрания инициативной группы, на котором было принято решение о выдвижении инициативы проведения референдума Российской Федерации.
После подтверждения Избирательной комиссией субъекта Российской Федерации соответствия ходатайства инициативной группы и приложенных к нему документов требованиям ФКЗ от 10 октября 1995 года «О референдумах в Российской Федерации», в течение 15 дней со дня поступления ходатайства принимает решение о регистрации инициативной группы и выдает свидетельство о ее регистрации, о чем уведомляет Центральную избирательную комиссию Российской Федерации и избирательные комиссии субъектов Российской Федерации. в которых принимала участие инициативная группа. В случае отказа в регистрации инициативной группы выдается мотивированное решение избирательной комиссии субъекта Российской Федерации.
Отказ в регистрации может быть обжалован в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» или в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
Основанием для отказа в регистрации инициативной группы может быть только нарушение инициативной группой Конституции Российской Федерации и положений настоящей Федеральной конституции.
С момента получения свидетельства о регистрации инициативная группа вправе добровольно и самостоятельно осуществлять сбор подписей в поддержку инициативы проведения референдума Российской Федерации. Ранее собранные подписи не учитываются. Регистрационные свидетельства, выдаваемые инициативным группам по форме, утвержденной Центральной избирательной комиссией Российской Федерации, действительны в течение трех месяцев.
Расходы по сбору подписей несет инициативная группа.
Сбор подписей осуществляется путем их проставления на подписном листе, содержащем формулировку вопроса, выносимого на референдум Российской Федерации. Если на референдум Российской Федерации выносится законопроект, лицо, осуществляющее сбор подписей, обязано представить текст законопроекта гражданам Российской Федерации по первому требованию к гражданам Российской Федерации.
После окончания сбора подписей, но не с момента окончания срока действия регистрационного свидетельства, инициативная группа подсчитывает количество собранных подписей граждан Российской Федерации. Помимо сбора подписей в итоговый протокол заносится количество собранных подписей граждан Российской Федерации и общее количество подписей граждан Российской Федерации, проживающих за пределами территории Российской Федерации и проживающих на территории Российской Федерации. составленных инициативных групп.
Пронумерованные и привязанные к соответствующим субъектам Российской Федерации подписи, а также копия итогового протокола инициативной группы передаются уполномоченным представителем инициативной группы Избирательной комиссии Российской Федерации.
Избирательная комиссия Российской Федерации подтверждает соблюдение требований Федерального конституционного закона от 10 октября 1995 года «О референдуме Российской Федерации». Избирательная комиссия Российской Федерации и органы Российской Федерации в течение 15 дней направляют подписной лист, копию итогового протокола инициативной группы и копию постановления о выдвижении инициативы Центральной избирательной комиссии Российской Федерации.
Регистрационный лист, включающий подписи граждан Российской Федерации, проживающих за пределами территории Российской Федерации, пронумерованные и приуроченные к каждому иностранному государству, заверяется компетентным консульским учреждением Российской Федерации вместе с итоговым экземпляром команды. Уполномоченный представитель инициативной группы непосредственно в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации.
Центральная избирательная комиссия Российской Федерации подтверждает соответствие всех полученных документов требованиям настоящей Федеральной конституции и направляет подписные листы вместе со своими заключениями Президенту Российской Федерации в течение 15 дней со дня последнего получения подписных листов. Одновременно уведомляются Федеральное Собрание Российской Федерации и органы инициативной группы [5; 76].
Если в результате проверки будет установлено, что количество действительных подписей не соответствует требованиям части 1 статьи 8 ФКЗ «О референдумах в Российской Федерации» от 10 октября 1995 года, выносится решение Центральной избирательной комиссии Российской Федерации об отказе в проведении референдума Российской Федерации, копия этого решения направляется инициативной группе, и инициативная группа не вправе повторно вносить предложение о проведении референдума. В Российской Федерации. Если Избирательная комиссия Российской Федерации обнаружит нарушения, связанные с оформлением документа, документ возвращается инициативной группе.
В этом случае срок действия регистрационного свидетельства может быть продлен, но не более чем на 15 дней [5; 80].
Согласно части 3 статьи 135 Конституции Российской Федерации, Конституционное Собрание вправе вынести проект новой Конституции Российской Федерации на референдум. Соответствующее решение принимается большинством голосов всех членов Конституционного Собрания в порядке, установленном Федеральной конституцией Конституционного Собрания. Решение Конституционного Собрания о проведении референдума Российской Федерации по проекту новой Конституции Российской Федерации направляется Президенту Российской Федерации, а также запрашивается в органах Федерального Собрания Российской Федерации.
Лица, обладающие правом участия в референдуме РФ
В референдуме могут участвовать все граждане Российской Федерации независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и служебного положения, места жительства, религиозных взглядов и убеждений.
Право на участие в референдуме принадлежит всем гражданам Российской Федерации независимо от места их жительства. Право на участие в референдуме, местном референдуме в Российской Федерации имеют граждане Российской Федерации, постоянно или преимущественно на законных основаниях проживающие на территории соответствующей муниципальной организации.
Право голоса имеют только те, кому на день проведения референдума исполнилось 18 лет. Лица, связанные лишением свободы на основании решения суда или судебного органа, не имеют права участвовать в референдуме любого уровня.
Вопросы, выносимые на референдум в Российской Федерации:.
1) Планирование новой Конституции Российской Федерации.
2) Планы нормативных правовых актов или вопросы, которые должны быть вынесены на референдум в соответствии с международными договорами Российской Федерации.
В целом на референдум Российской Федерации могут быть вынесены вопросы, имеющие важное значение для выживания Российской Федерации.
Случаи, исключающие проведение референдума Российской Федерации:.
Референдум не может проводиться в условиях военного или чрезвычайного положения, а также в течение трех месяцев после отмены военного или чрезвычайного положения.
Референдум Российской Федерации не может проводиться в период предвыборной кампании, а также в последний срок полномочий Президента Российской Федерации, Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.
Инициатива проведения референдума в Российской Федерации включает.
1) не менее 2 миллионов граждан Российской Федерации (не более 50 000 человек, проживающих на территории субъекта Российской Федерации или на территории Российской Федерации в целом), имеющих право на участие в референдуме
2) в Конституционном Собрании Российской Федерации — в случае проведения референдума по новой Конституции Российской Федерации
3) в федеральных органах власти — в случаях, предусмотренных КОЗ для международных договоров Российской Федерации и референдумов Российской Федерации.
Порядок назначения референдума РФ
Во всех случаях референдум Российской Федерации назначается Президентом Российской Федерации в соответствии с его уставом. В течение 10 дней со дня поступления документа, являющегося основанием для проведения референдума, Президент Российской Федерации направляет в Конституционный Суд Российской Федерации запрос об определении соответствия инициативы проведения референдума Российской Федерации. Конституционный Суд Российской Федерации рассматривает обращение, выносит по нему решение и направляет его Президенту.
Роль Конституционного Суда Российской Федерации в процедуре референдума: если Конституционный Суд признает инициативу референдума соответствующей Конституции Российской Федерации, Президент назначает референдум в течение 15 дней. Если инициатива признана не соответствующей Конституции Российской Федерации, то процедура ее реализации заканчивается немедленно с принятием решения Конституционным Судом.
После объявления о референдуме президент определяет дату голосования. Это может быть только воскресенье. Голосование не может быть запланировано на предпраздничный день, на праздничный день или на объявленное в установленном порядке воскресенье.
День голосования на референдуме не может быть совмещен с днем голосования на выборах по выдвижению кандидатов в федеральные органы государственной власти.
Таким образом, Президент Российской Федерации обладает исключительным правом назначить референдум Российской Федерации, но не может назначить референдум по своему усмотрению.
Подготовка и проведение референдума Российской Федерации осуществляется в следующем порядке.
1) КЭК (Центральная комиссия референдума) Российской Федерации; и
2) избирательная комиссия субъекта Российской Федерации, и
3) территориальные избирательные комиссии (регионов, муниципалитетов и т.д.); и
Предвыборная агитация и распространение предвыборных материалов запрещены.
1) ФОГВ, ОГВ Российской Федерации и членам органов местного самоуправления
2) воинские части, военные учреждения и организации
3) благотворительные и религиозные организации; и
4) члены избирательной комиссии, члены комиссии референдума Российской Федерации.
Избирательная кампания прекращается в ноль часов по местному времени в день, предшествующий дню референдума Российской Федерации. Агитация в день референдума запрещается. Предвыборные печатные материалы, ранее вывешенные за пределами Комиссии референдума, сохраняются на прежних местах.
Предвыборная агитация может проводиться:.
2) путем проведения различных мероприятий (встреч и собраний с гражданами, публичных дебатов и дискуссий, митингов, шествий, демонстраций и других мероприятий)
3) путем выпуска предвыборных материалов.
Определение результатов референдума РФ
Ки признает референдум действительным, если в голосовании участвует более половины судей, включенных в список избирателей.
Исполнение и положение решений, принятых на референдуме в Российской Федерации
Официальное оформление результатов референдума производится ключом в течение трех дней со дня подписания протокола о результатах референдума.
Юридическая сила решения референдума заключается в следующем.
(1) Решения являются общеобязательными и не требуют дополнительного утверждения.
(2) Решение, принятое на референдуме, распространяется на всю территорию Российской Федерации.
(3) Решения могут быть отменены или изменены только путем принятия решения на новом референдуме.
Постановление Конституционного Суда Российской Федерации по делу «О референдуме» (представлено 11. 06. 03).
Поводом к рассмотрению дела послужил запрос группы депутатов государственных территорий о проверке конституционности федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О референдуме Российской Федерации».
Предметом дела является спорное положение ПК, вносящее изменения в часть 3 статьи 7 ПК «Референдум РФ», согласно которому референдум РФ не проводился (за исключением случаев переноса в соответствии с международными условиями, см. РФ) в период избирательных кампаний, проводимых одновременно на всей территории страны по решению уполномоченных федеральных органов, а также в случаях осуществления в течение последнего года президентской или государственной консульской власти РФ.
Признает Федеральный конституционный закон «О внесении изменений и дополнений в Федеральный конституционный закон «О референдумах в Российской Федерации» не противоречащим Конституции РФ.
— Период, в течение которого граждане Российской Федерации могут свободно выражать свою волю в той или иной форме, должен быть соразмерным.
— Период, в течение которого граждане Российской Федерации имеют право инициировать референдум и участвовать в нем, не должен составлять более половины избирательного цикла.
Решение Конституционного суда Российской Федерации по «делу Татарстана» (приостановление от 13. 03. 92).
В основе дела лежала неясность в вопросе о том, соответствует ли нормативное законодательство Республики Татарстан (Декларация ЭССР татар, Закон о татарской эсере) Конституции РСФСР.
Конституционный суд Российской Федерации постановил, что
1. положения Декларации о государственном суверенитете Татарской СССР признать несовместимыми с Конституцией РСФСР. Это ограничило действие законодательства РФ на территории Республики Татарстан.
2. признает, что положение «Отношения ТАТАР ЭССР с Союзом с СССР, РСФСР и другими демократическими государствами строятся на основе договоров с РСФСР и другими демократическими государствами» в определенной степени несовместимо с Конституцией РСФСР. Она исключает конституционно-правовые основания для регулирования отношений между Республикой Татарстан и Федерацией.
Это означает одностороннее изменение государственно-национального устройства РФ и означает, что Татарская Республика более не является частью РФ.
5. признает статью закона Татарской СССР. ‘За референдум Татарской ЭССР’ об установлении процедуры референдума в соответствии с Конституцией ПССР.
6. признает, что постановление «Республики Татарстан» «О референдуме Республики Татарстан по вопросу референдума Республики Татарстан» в формулировке вопроса о демократии соответствует Конституции РСФСР. Признать.
Татарстан является субъектом международного права и в отношениях с Российской Федерацией и другими демократическими странами и государствами основывается на договорах о равных правах, поскольку влечет за собой один из видов изменения государственного устройства и средств РФ.
Конституционный статус личности: понятие, элементы, принципы. Понятие и принципы российского гражданства по ФЗ «О гражданстве РФ».
Социальный статус человека — это истинное положение человека в обществе, определяемое социальными нормами (этикой, обычаями, традициями, правилами общественных объединений, религиозными нормами, правовыми нормами).
Правовой статус — это фактическое положение человека в обществе, гарантированное правовыми нормами (гражданское право, уголовное право, административное право, трудовое право, конституционное право).
Основы правового положения личности
Основа правового статуса лица гарантируется конституционными нормами.
Виды конституционных положений лиц:.
1) общее КЗоТ — подразумевает единый статус граждан, определяемый принципом равенства перед законом и судом (ч. 19 Конституции РФ, ст. 2); и
2) Специальный КЗоТ — это все специфические права и обязанности различных групп лиц с определенными характеристиками в обществе и государстве (депутаты, судьи, дипломаты, подсудимые, заключенные).
3) Индивидуальный КЛЛ — определяется совокупностью общих и специальных КЛЛ (осужденные иностранцы, судьи в отставке).
Элементы конституционного статуса личности:.
(3) права и свободы,.
Категории лиц: граждане РФ — иностранные граждане, вводные (атоматы) — лица с двойным гражданством (двойные граждане).
Вам понравилась статья? Не забудьте добавить ее в закладки (Ctrl+D) и поделиться ею со своими друзьями.
Организация и проведение референдума
Органы референдума (статья 2 Федерального конституционного кодекса):.
- Референдум проводится на основе всеобщего, равного, прямого и свободного волеизъявления граждан Российской Федерации при тайном голосовании.
- Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в референдуме независимо от пола, расы, национальности, языка, языка происхождения, имущественного и служебного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, вероисповедания, участия в общественных организациях и других обстоятельств.
- Граждане Российской Федерации участвуют в референдуме на равных основаниях. Все участники референдума имеют равное число голосов.
- Граждане Российской Федерации голосуют непосредственно за или против вопроса или вопросов референдума.
- Участие граждан Российской Федерации в референдуме является свободным и добровольным. Не допускается оказание давления на граждан в целях выдвижения ими референдума, инициативы проведения референдума, а также принуждение их к подготовке и проведению референдума или к отказу от участия в референдуме.
- Голосование на референдуме (далее — голосование) является тайным и исключает возможность контроля за волеизъявлением граждан Российской Федерации, включая наблюдение за завершением голосования по бюллетеню.
Характер вопросов, выносимых на референдум, регулируется Федеральным конституционным законом.
Вопросы референдума и порядок их вынесения на референдум
Конституционное Собрание вправе вынести на референдум планы новой Конституции Российской Федерации.
На референдум выносятся нормативные акты или проекты вопросов, по которым обязательное проведение референдума предусмотрено международными договорами Российской Федерации. Вынесение плана этого нормативного акта или вопроса на референдум, назначение, подготовка и проведение референдума оформляются в соответствии с Федеральным конституционным законом и с учетом особенностей, предусмотренных соответствующими международными договорами. Российская Федерация.
Вопросы, выносимые на референдум, не должны противоречить Конституции Российской Федерации, ограничивать или отменять всемирно известные права и свободы человека и политика и конституционные гарантии их реализации.
На референдум могут быть вынесены вопросы, отнесенные Конституцией Российской Федерации к ведению Российской Федерации и совместному ведению Российской Федерации и субъекта Российской Федерации.
Вопросы не могут быть вынесены на референдум.
- Об изменении гарантированного Конституцией Российской Федерации режима субъектов Российской Федерации (составных частей).
- Вопросы о досрочном прекращении или продлении срока полномочий Президента Российской Федерации Аппарата Президента Российской Федерации, Государственной Думы Парламента Российской Федерации и Президента Российской Федерации или МПС Российской Федерации на досрочных выборах либо о переносе даты этих выборов.
- Назначение, досрочное истечение, приостановление или продление полномочий государственных должностей Российской Федерации на выборах
- Персональный состав федеральных органов государственной власти и иных федеральных государственных органов
- Выборы, досрочное прекращение, приостановление или продление срока полномочий организации, созданной в соответствии с международным договором Российской Федерации, или должностного лица, избранного или назначенного в соответствии с международным договором Российской Федерации, а также назначение такой созданной организации или такого должностного лица, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации Назначение должностных лиц организаций
- неотложные и чрезвычайные меры по обеспечению здоровья и безопасности населения; и
- Конституция Российской Федерации и Федеральный конституционный закон находятся в исключительном ведении федеральных органов государственной власти.
Вопросы, поставленные на референдуме, сформулированы таким образом, чтобы исключить возможность их множественного толкования, чтобы на них можно было дать четкие ответы и устранить неопределенность в отношении правовых последствий принятых на референдуме решений.
Различные инициативные группы по проведению референдума расходятся во мнениях относительно вопроса референдума и даже могут предлагать альтернативные варианты.
Случаи, исключающие возможность уведомления и проведения референдума (ст. 7 Федерального конституционного закона).
- военное положение или чрезвычайное положение, введенное на территории Российской Федерации при обстоятельствах, в порядке, предусмотренном Федеральным конституционным законом, а также в течение трех месяцев со дня снятия военного положения или чрезвычайного положения
- военное или чрезвычайное положение, введенное на отдельных территориях Российской Федерации при обстоятельствах и в порядке, предусмотренных Федеральным конституционным законом, а также в течение трех месяцев после отмены военного или чрезвычайного положения.
- Президента Российской Федерации, последнего года полномочий нижней палаты Парламента Российской Федерации, агитационных органов, проводимых одновременно на всей территории Российской Федерации на основании решения полномочного Федерального Собрания.
- Период между официальным опубликованием решения о проведении референдума и официальным опубликованием его результатов.
Повторные референдумы, то есть референдумы по вопросам, имеющим тот же смысл или содержание, что и вопросы, по которым голосовали на состоявшемся референдуме, не допускаются в течение двух лет со дня официального опубликования (публикации) его результатов.
Перечень указанных в настоящей статье обстоятельств, исключающих назначение и проведение референдума, является исчерпывающим и не может быть изменен без внесения поправок в настоящую Федеральную конституцию.
При подготовке и проведении референдума в качестве официального языка Российской Федерации, а в отдельных случаях и официального языка республики используется русский язык в порядке, предусмотренном настоящей Федеральной конституцией. Российской Федерации и язык народа Российской Федерации на территории его постоянного проживания.
Финансирование мероприятий по подготовке и проведению референдума осуществляется за счет средств федерального бюджета в порядке, предусмотренном настоящей Федеральной конституцией.
Подготовка и проведение референдума должны осуществляться открыто и гласно. Государство обеспечивает информирование граждан Российской Федерации о порядке и сроках подготовки и проведения референдума, ходе кампании референдума, итогах голосования и результатах референдума.
Государство гарантирует гражданам Российской Федерации, политическим партиям и иным общественным организациям, инициативным группам по проведению референдума, инициативным агитационным группам свободу проведения кампании по вопросу референдума в соответствии с настоящим Федеральным конституционным законом, иными федеральными конституционными законами и федеральными законами . .
Иностранцы, лица без гражданства, иностранные юридические лица, международные организации и международные общественные движения не вправе участвовать в деятельности, способствующей или затрудняющей подготовку и проведение референдума.
Процесс участия иностранных (международных) наблюдателей в наблюдении за подготовкой и проведением референдума определяется международными условиями Российской Федерации, настоящей и другими федеральными конституциями и федеральными законами.