Способ регулирования общественных отношений, применимых к конкретной правовой норме, позволяет провести различие между срочными и диагностированными нормами. И императивный закон, и метод заправки относятся к системе права, но в некоторых отраслях права упорядоченные нормы регулируются другими отраслями.
Императивный метод — это совокупность приемов и способов регулирования общественных отношений, когда одному субъекту дается власть, а другой субъект должен ей подчиняться.
Метод проектов — совокупность способов и приемов регулирования общественных отношений, основанных на учете инициативы и волеизъявления участников этих отношений.
Существует два подхода к настроению в праве
- Субстантивный характер — большинство ученых считают, что инициатива сторон возможна в материальных правоотношениях (города, семьи).
- Процессуальный характер — некоторые ученые считают, что диспозиции распространяются только на распоряжение процессуальными правами (ходатайство, признание, заключение мирового соглашения).
Особенности императивных норм права
Императивная норма права — это правовое предписание, которое в любом случае является обязательным для адресата и не может быть изменено соглашением.
Нормы юридической упаковки характеризуются следующими признаками
- их категоричность, т.е. то, что предмет правоотношения не может отступать от нормативных правовых предписаний, преобладание обязываний и запретов.
- преобладанием обязанностей и запретов; и
- формулируют единственно возможный вариант поведения субъекта правоотношения.
Понудительные правовые нормы характерны для публичных отраслей права — уголовного, административного и процессуального. Можно назвать следующие правовые нормы
- Статья 1 Конституции РФ. 81 Трудового кодекса РФ гласит, что работник не может быть уволен работодателем во время отпуска или больничного.
- ч. 3 ст. 20 УПК РФ предусматривает, что уголовные дела частной и публичной категорий не подлежат рассмотрению по мировым соглашениям сторон.
Императивный метод
(авторитаризм, методы завоевания, методы
методы власти и подчинения).
Методы правового воздействия на общественные отношения, в которых стороны юридически не равны и имеют неравный круг прав и обязанностей.
В этих отношениях одна сторона наделена властью, а другая такой властью не обладает.
Срочные методы правового регулирования основаны на правах и обязанностях неравного круга субъектов, одни из которых наделены властью, другие — нет.
Срочные методы правового регулирования являются характерной чертой таких законов, как бюджетное и налоговое.
Финансовое (бюджетное и налоговое) право, уголовное право, уголовно-исполнительное право.
Срочные методы правового регулирования характерны для такой отрасли права, как
Срочные методы правового регулирования предусмотрены в нормативных правовых актах, регулирующих отношения между
— между инспекторами дорожного движения и участниками дорожного движения, между водителями и пешеходами, между
— между судьями и сторонами судебного процесса, между
— между государственными жилищными инспекторами и владельцами жилых помещений.
Диспозитивный метод
(Автономный; метод координации, метод
(метод равенства сторон)
Метод правового воздействия в общественных отношениях, где стороны юридически равны и имеют одинаковый круг прав и обязанностей.
Метод правового регулирования основан на положении субъектов права, их равном объеме прав и обязанностей.
В этих отношениях ни одна из сторон не обладает властью.
Негативные способы правового регулирования характерны для отрасли права, а именно
Юридические способы правового регулирования предусмотрены в нормативно-правовых актах, регулирующих отношения
— между покупателями и продавцами, между
— между кредиторами и должниками, между
— между родителями и их детьми; между
— между работником и его работодателем.
Тема №17: Система и действие нормативных правовых актов
1. понятие и структура системы нормативных правовых актов.
2. систематизация нормативных правовых актов.
3. действие нормативных правовых актов в пространстве-времени и субъектном составе права.
1. понятие и структура системы нормативных правовых актов.
Значение системы нормативно-правовых актов.
Система нормативно-правовых актов — это иерархическая и многоуровневая система.
Иерархия, иерархия
Предметные (отраслевые) и
Функциональные связи.
Система нормативно-правовых актов — это совокупность нормативных актов, определяемых иерархическими, субъектными (отраслевыми) и функциональными связями.
Иерархические, субъектные (отраслевые) и функциональные связи всех нормативных правовых актов определяются
статусом законодательного органа
формой (наименованием) нормативного правового акта
видами общественных отношений, регулируемых правом, и
Структура системы правовых актов определяется состоянием законодателя, формами (наименованиями) нормативно-правовых актов, видами общественных отношений, подлежащих правовому регулированию, и функциями права (регулирование и охрана).
Структура нормативных правовых актов (НПА)
Структура системы нормативно-правовых актов состоит из следующих основных положений (блоков)
1. иерархическая структура системы нормативного правового регулирования
2. субъектная (отраслевая) структура системы нормативного правового права
3. федеративная структура системы нормативных правовых актов.
4. иерархическая структура системы нормативных правовых актов.
Система нормативных правовых актов.
Определяются по их юридической силе, в том числе: a. система нормативного юридического права. b. система нормативного юридического права. c. система нормативного юридического права.
Система законов и
низшая система нормативно-правового законодательства.
В соответствии со статьей 4(2) Конституции Российской
Конституции Российской Федерации и
они имеют преимущественное значение на всей территории Российской Федерации.
В соответствии со статьей 15 (1) Конституции Российской Федерации
Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу и немедленное судебное действие, которое осуществляется на всей территории Российской Федерации.
Законы и иные правовые акты, издаваемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации.
Согласно части IV статьи 15 Конституции Российской Федерации.
Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы.
Если международным договором Российской Федерации приняты иные правила, чем предусмотренные законом, применяются правила международного договора.