Единый план счетов (ЕПС) необходим для систематизации бухгалтерских записей количественного, группового и числового размера в соответствии с предметной и целевой операционной тематикой счетов конкретной организации. Он является связующим звеном между учетными документами. План объединяет счета, используемые в операциях, непосредственно связанных с финансово-хозяйственной деятельностью предприятия.
Вся отраженная информация используется для анализа функционирования предприятия и прогнозирования его дальнейшего экономического развития.
План применяется к счетам всех организаций, независимо от формы их собственности. В зависимости от типа хозяйствующего субъекта различают следующие виды
- Для финансовых организаций — зарегистрированные и
- Для бюджетных учреждений — , и
- Счета для кредитных учреждений.
Каждый КПС, подготовленный для различных типов экономических субъектов, отражает данные, сгруппированные в соответствии с отраслевыми и организационными особенностями учреждения. За содержание и регламентацию документов отвечают отраслевые министерства и организации. Для каждого типа учреждений разработаны свои инструкции по применению, содержащие детали счетов и расчетов.
- Упрощение и создание единой методологии бухгалтерского учета, позволяющей
- обеспечение непостоянства в учете аналогичных операций; и
- совершенствование мер контроля, регулирующих точность методов учета; и
- обобщение аналогичных показателей из разных источников внутри предприятия, а также по регионам и странам.
- упорядочить подготовку бухгалтерских документов, промежуточных и окончательных счетов, чтобы
- уменьшить количество ошибок в корреспонденции счетов.
План для бюджетников
Единые планы счетов для финансовых субъектов в 2022 году регулируются Директивой 157N Министерства финансов от 12 января 2010 года10 . Директива 157Н регулирует финансово-хозяйственную деятельность операторов, работающих в бюджетной системе РФ.
Все бюджетные органы различают на автономные, бюджетные и кассовые организации. Для каждой структуры, отвечающей за соблюдение бухгалтерского учета в данном организационном формате, утверждаются различные нормативные акты.
- Приказ Минфина России № 162н от 06. 12. 2010 г. — в отношении казенных учреждений, -оф-артов и органов власти,.
- Приказ № 174н от 16. 12. 2010 — в отношении органов государственной власти,.
- Приказ № 183 н-Та от 23 декабря 2010 года.
Пункт 21 Приказа Министерства финансов № 157н гласит, что проект бюджетной отчетности (с пояснениями и регистрацией) является регистром для использования регистрам и-артов и органов власти. Другими словами, это организация, действующая в соответствии с Приказом № 162н.
Министерство финансов утвердило изменение в приказ 162Н (приказ Минфина № 246Н от 28 октября 2020 года). В бюджетном учете хозяйственные операции отражаются на счетах учета работ, утвержденных учреждением в рамках учетной политики ведомственного органа, при этом для финансового обеспечения используется код финансового обеспечения в 18 разряде номера счета. В случае финансирования из бюджета РФ — код 1, в случае финансирования из средств на временные ассигнования — код 3.
Это правило применяется с 01. 01. 2021 года.
Еще одним важным нововведением является метод начисления. Согласно правилам этого метода, все операционные результаты признаются сразу после совершения операции.
Все остальные учреждения бюджетного фонда используют в своей работе учет по методу BG. Это различие возникает в связи с возможностью бюджетных фондов и автономных учреждений осуществлять предпринимательскую деятельность и получать доход от этой деятельности (пункты 2 и 3 статьи 298 Гражданского кодекса РФ). Бюджетные организации составляют планы работы в соответствии с Директивой 157Н.
Нумерация рабочих счетов состоит из 26 цифр, которые отражают подробные коды бухгалтерского учета, виды обеспечения денежными средствами, коды счетов бухгалтерского учета и коды финансовых и финансово-хозяйственных операций по Когсу.
Бюджетные планы состоят из балансовых счетов и балансовых счетов. Он ведется по источникам финансирования: финансовым и внебюджетным.
Структура плана счетов бюджетной сферы
Структура бюджетного плана представлена в следующих разделах
Часть плана счетов
Коды счетов, например
Часть Нефинансовые активы отражает информацию обо всех нециклических активах финансового оператора. Модуль включает мониторинг счетов по следующим статьям
- Основные средства (здания, машины, транспорт, оборудование); и
- Нематериальные активы (разработки, R& а).
- Амортизация (используется для получения амортизации по основным средствам и нематериальным активам)
- Непроизводственные активы (недра, участки и т.д.)
- Запасы (продукты питания, топливо, смазочные материалы, сырье, расходные материалы)
- Инвестиции в нефинансовые активы (НПА, ПДР, инвестиции в ИКТ); и
- Государственные активы (специальные счета для учета активов, сформированных за счет государственных средств); и
- Расходы организаций на основную деятельность (производство продукции, услуг, выполнение проектов за счет государственных и/или муниципальных трансфертов).
- Нефинансовые активы в пути (ОС, ОС в пути).
- Право на использование активов — нацелен на визуализацию права на использование зданий, сооружений, оборудования, транспортных средств и т.д.
- Обесценение нефинансовых активов — используется для систематизации информации об обесценении нефинансовых активов.
0 101 05 000 «Автотранспортные средства» — формирование информации о первоначальной стоимости автотранспортных средств, принадлежащих бизнесу (действующему бизнесу).
0 108 51 000 «Имущество, составляющее фонд» — отражение первоначальной стоимости недвижимого имущества фонда. Амортизация по этим объектам не начисляется. Также не предусмотрено распределение активов фонда на особо ценные или другие объекты.
В разделе «Финансовые активы» собрана информация обо всех реализуемых активах фонда. Распределяемые активы относятся к денежным средствам фонда и расчетному счету фонда, а также к инвестициям в финансовые активы, авансам и требованиям.
Раздел включает следующие группы
- Денежные средства фонда,.
- средства на бюджетных счетах,.
- средства на счетах, открытых Федеральному общественному фонду, и
- инвестиции в финансовые активы (ценные бумаги, акции, облигации, иностранная валюта); и
- доходы (гранты, налоговые поступления, доходы от собственности, комиссионные)
- авансовые платежи (заработная плата и прочие расчетные авансы с персоналом, авансы поставщикам, подрядчикам, сверка бюджетов); и
- сумма кредитов и займов, выданных третьим лицам; и
- средства, выплаченные в качестве первоначального взноса; и
- Расчеты и другие поступления.
- Прочие договоренности с дебиторами; и
- Внутренние договоренности.
0 201 11 000 «Денежные средства на счетах организаций» — раскрывается информация о наличии денежных средств на расчетных счетах, открытых организациям, осуществляющим кассовое обслуживание (в рублях и иностранной валюте).
0 205 31 000 «Сверка по выручке от оказания платных услуг (проектов)». Здесь отражаются доходы от оказания предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.
В модуле «Обязательства» раскрывается информация о принятых обязательствах.
- Расчеты с кредиторами по финансовым обязательствам, расчеты по
- расчеты по заработной плате и другим выплатам персоналу; и
- платежи за работы, услуги и товары, принятые третьими лицами; и
- платежи по налогам, взносам и сборам, в том числе в качестве налогового агента; и
- другие платежи в бюджет бюджетной системы Российской Федерации; и
- иные договоренности с другими кредиторами; и
- прочие внутренние договоренности.
0 302 11 000 «Расчеты по оплате труда» — отражается сумма заработной платы в пользу работников, работающих по договорам подряда.
0 302 21 000 «Услуги связи» — отражены счета по оплате, возникающие в связи с договорами на оказание услуг связи.
0 303 01 000 «Сверка подоходного налога» — записываются данные о налоговых удержаниях с заработной платы и других налогооблагаемых доходов.
Специальный раздел «Финансовые результаты» используется для отражения доходов и расходов от результатов деятельности компании за определенный период. Для каждого периода предусмотрена подробная презентация. Информация группируется по результатам за текущий период, предыдущие годы и будущие периоды.
0 401 10 000 «Текущие доходы» — используется для накопления доходов организации больше в текущем финансовом году.
0 401 28 000 ‘Расходы в предыдущем финансовом году базисного года’. — Раскрывает информацию о расходах за предыдущий период.
В регистре в разделе «Разрешение расходов» раскрывается следующая учетная информация.
- Ограничения по финансовым обязательствам
- снятие обязательств (исполнение, денежные средства, бюджет); и
- бюджетные прогнозы; и
- бюджетные сметы,
- долговые обязательства,.
- Утвержденный уровень финансовой поддержки,.
- Получено финансовое обеспечение.
0 501 11 000 «Расчетный ОМР» — отражает объем бюджетных обязательств в текущем финансовом году.