- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
- Использование современных цифровых ресурсов в учебном процессе
- Опыт использования новых образовательных технологий в учебном процессе. ИКТ-технологии на уроках английского языка.
- Измерение цифровой интеграции в работу школы с помощью группировки: как выявить лучшие школы?
- Некоторые практики использования цифровых инструментов и технологий в процессе преподавания английского языка.
- Границы применения
- Плюсы и минусы
- Проблемы внедрения цифровых технологий в образовании
- Актуальность использования цифровых технологий в образовании
- Электронные учебники
- Обучение в онлайн режиме
Цифровые технологии в образовательном процессе
Быстро меняющийся мир вокруг нас требует, чтобы школы менялись так же быстро. Люди переходят в цифровую эпоху.
Подумайте только: планшеты, мобильные телефоны, умные часы и очки виртуальной реальности — это часть повседневной жизни сегодняшних учеников. Наша цифровая жизнь стремительно развивается. Презентации, видеоклипы и аудиоприложения больше не являются новшествами в классе. Цифровые технологии — это основа образования 21 века.
Все современные учителя понимают необходимость использования инновационных компьютерных технологий в учебном процессе и преподавания новыми способами.
Цифровые образовательные ресурсы (der) — это фотографии, видеоклипы, модели, ролевые игры, картографические материалы, отобранные в соответствии с конкретным содержанием учебника и подключенные к разработке урока с соответствующими рекомендациями.
Внедрение новых информационных технологий в учебный процесс может улучшить процесс обучения, ускорить уроки и повысить самостоятельную и индивидуальную работу учащихся. Сегодня, чтобы процесс обучения был полноценным, все учителя должны уметь готовить и проводить уроки с использованием различных электронных учебных ресурсов.
Использование ЦОР в курсах географии позволяет выполнять различные задания и виды деятельности учащихся, повышая их внимание и творческую активность. Использование схем, таблиц и презентаций экономит время и делает материал более эстетичным. Использование кроссвордов, иллюстраций, рисунков, головоломок, разнообразных занимательных заданий и тестов делает уроки более интересными.
Использование ИКТ в курсе позволяет применять различные контрольные и информационные материалы. Учащиеся могут найти эти материалы как в Интернете, так и на CD-ROM (например, на CD-ROM «Виртуальная школа Кирилла и Метода» очень богатый выбор материалов). Это развивает информационные навыки учащихся.
Использование интерактивных тестов не только экономит время учителя, но и дает возможность ученикам оценить свои знания и компетенции.
Использование мультфильмов и комиксов выделяет уроки и активизирует учащихся.
Лекции с использованием мультимедийных проекторов звучат интересно, когда лекции сопровождаются демонстрацией студентам красочных диаграмм.
Важно изучить, где и как использовать информационные технологии в классе.
Использование электронных образовательных ресурсов в учебном процессе предоставляет наилучшие возможности и перспективы для самостоятельной творческой и исследовательской деятельности учащихся.
Электронные образовательные ресурсы предоставляют учителям разнообразные учебные программы для целей обучения.
Курсы географии — это особые дискуссии. Они должны быть живыми и эмоциональными, с высокохудожественным материалом и видеосопровождением. Все это может обеспечить компьютерное оборудование с мультимедийными возможностями.
Я бы хотела обсудить некоторые из наиболее часто используемых на уроках ресурсов.
Чаще всего я использую презентации. Их можно использовать для объяснения нового материала, закрепления знаний или творческой работы. В презентацию можно ввести изображения, диаграммы, викторины, видео, ссылки на различные ресурсы — и все это в одной презентации. По сравнению с другими ресурсами, эту презентацию можно считать универсальной.
Например, для иллюстрации нового материала можно использовать мультфильмы или иллюстрации. Эти ресурсы можно использовать для наглядного представления учебного материала и наблюдения за различными эффектами природы. Их также можно использовать для организации работы (например, для структурирования рассказа на основе фотографий).
При конспектировании и пересмотре курса полезны интерактивные таблицы и диаграммы — они помогают систематизировать изучаемое. Однако их можно использовать и для иллюстрации нового материала. Таблицы помогают детям научиться анализировать явления, делать выводы и обобщения и представлять материал в виде конспекта.
Таблицы многоуровневые и могут включать полную информацию по определенному разделу, поэтому одну и ту же таблицу можно использовать в течение всего периода изучения темы.
Основные виды использования электронных учебных ресурсов в курсах:.
— Оптическая информация (объяснения, наглядные пособия)
— Интерактивный контрольный материал (вспомогательные графики, таблицы, концепции)
— Выявление навыков и умений студентов
— Самостоятельный поиск, творческая работа студентов.
Выбор цифровых образовательных ресурсов в курсе зависит от целей урока и типа урока.
Этап урока. Цель образовательной практики.
Третичные ресурсы в цифровом формате.
Поддержка этапов презентации, интеграции и контроля.
Иллюстрации и видео.
Для этапа представления новой проблемы. Каждый пункт включает комментарии для организации проекта.
Для индивидуальной самостоятельной работы учащихся. Основная функция этих заданий — обучение на этапе интеграции и мониторинга.
Цифровые образовательные ресурсы (электронные учебные пособия, обучающие программы, тренажеры, интерактивные коллекции, словари и справочники) помогают учителям проводить интересные уроки и помогать ученикам успешно справляться с проблемами.
ЦОР можно использовать на всех этапах обучения.
— При объяснении новых проблем.
— при проверке знаний, навыков и компетенций.
Использование ЦОР в учебном курсе необходимо и оправдано следующими фактами.
— Они позволяют эффективно организовать групповую и самостоятельную работу по курсу, и
— они способствуют развитию практических навыков студентов, и
— они позволяют индивидуализировать процесс обучения, и
— повышают интерес к занятиям, и
— активизируют познавательную деятельность студентов, и
— развивают творческий потенциал учащихся, и
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование современных цифровых ресурсов в учебном процессе
Учебный процесс в средних школах представлен различными формами организации занятий. В связи с этим возникает вопрос о рациональном использовании цифровых ресурсов.
Опыт использования новых образовательных технологий в учебном процессе. ИКТ-технологии на уроках английского языка.
ИКТ-технологии используются на уроках, чтобы сделать обучение более эффективным и способствовать творческому развитию учащихся. В статье описывается опыт использования ИКТ-технологий на уроках английского языка.
Измерение цифровой интеграции в работу школы с помощью группировки: как выявить лучшие школы?
В статье представлены результаты подхода с использованием методов группировки для оценки цифровой интеграции в функционирование школ.
Некоторые практики использования цифровых инструментов и технологий в процессе преподавания английского языка.
Данная статья была представлена в рубрике «Современные учителя в новых школах» (раздел «Использование возможностей цифровых образовательных сред в o практике»).
Границы применения
Несмотря на свою простоту и эффективность, цифровые технологии ограничены в применении. Электронное обучение не может полностью заменить процесс живого взаимодействия с преподавателем. Традиционные формы обучения остаются актуальными.
Во время «живых уроков» преподаватель находится в непосредственном контакте с учеником, может следить за его эмоциональным состоянием, давать немедленную обратную связь и решать возникающие трудности. Если материал курса очень сложный, учитель может изменить ход урока в соответствии со способностями и потребностями ученика.
Еще одним ограничением является то, что длительное использование компьютера может негативно сказаться на здоровье учеников. Врачи рекомендуют детям младшего школьного возраста не проводить перед экраном более одного часа в день; для учащихся 15-16 лет максимально допустимое время работы на компьютере — два часа в день. Однако всегда не забывайте делать перерывы для гимнастики глаз, гимнастики для пальцев и суставов и общей гимнастики.
Для старшеклассников в течение первого года непрерывное пребывание за компьютером не должно превышать 20 минут, но не более 35 минут.
Длительное пребывание перед компьютером без перерывов может привести к целому ряду проблем
- Ухудшение зрения.
- Покраснение глаз.
- Головные боли.
- Общая усталость.
- Потеря способности к концентрации.
- Боль в шее, спине и суставах пальцев.
- Повышенная утомляемость.
- Снижение трудоспособности.
Различные нарушения опорно-двигательного аппарата, сосудов, пищеварительной и нервной систем также могут возникнуть из-за статичного отношения человека к компьютеру. В самых серьезных случаях может возникнуть компьютерная зависимость.
Компьютерная зависимость — это болезненное и притягательное принуждение к использованию компьютера, имеющее негативные последствия для здоровья, исследований, работы и общения.
Чтобы избежать компьютерной зависимости, время, посвященное электронным устройствам, должно быть ограничено. У студентов должны быть другие увлечения, помимо компьютеров. Например, участие в спортивных клубах, командах разработчиков или творческих студиях.
Плюсы и минусы
Цифровое образование становится все более распространенным, поскольку оно обладает рядом важных преимуществ по сравнению с традиционным образованием
- Взаимодействие — с помощью электронных устройств гораздо проще организовать обучение таким образом, чтобы все обучающиеся были вовлечены в процесс взаимодействия.
- Эргономика — цифровая технология удобна для пользователя и практики, экономит место и время. Нет необходимости носить с собой тяжелые чемоданы с множеством книг и тетрадей — их может заменить один планшет. Электронный документооборот, при правильной организации, устраняет необходимость в бюрократии.
- Самооценка — Взаимодействие с образовательным программным обеспечением развивает навыки самозащиты. Студенты имеют больше свободы, чем в традиционных классах.
- Инновации — появляется больше возможностей для внедрения инноваций с целью повышения эффективности учебного процесса.
- Доступность — обучение становится более демократичным и доступным. Например, многие современные образовательные программы и уроки общедоступны.
Цифровые технологии предоставляют многочисленные возможности для повышения квалификации, переподготовки и самообразования.
Грамотное использование отдельных элементов ИКТ в классе может поддержать принципы пропаганды и улучшить качество обучения.
Например, интерактивные исторические или географические карты могут показаться учащимся более увлекательными и запоминающимися, чем простые настенные карты.
Существует много противников цифрового образования. Это и страх перед новым, и объективные недостатки.
- Риски для здоровья — длительное бесконтрольное использование электронных устройств может негативно сказаться на физическом развитии. Во-первых, страдает зрение, поскольку человеческий глаз эволюционно не рассчитан на специфическую зрительную нагрузку экрана. Также страдает опорно-двигательная и другие системы организма. В наиболее серьезных случаях может развиться цифровое слабоумие и компьютерная зависимость.
- Неблагоприятное воздействие на когнитивные процессы — в некоторых случаях чрезмерное использование электронных средств может привести к ухудшению памяти, перцепции и распределения внимания, а также к снижению психической бдительности.
- Сложность контроля — Многие формы дистанционного образования требуют большой самодисциплины. Например, во время виртуальных лекций преподавателям трудно проверить, внимательно ли студенты слушают или занимаются не относящимися к делу темами. Во время выполнения домашнего задания у них возникает соблазн поискать ответы в Интернете, что активизирует механизмы откладывания.
- Снижение социального интеллекта — общение лицом к лицу часто заменяется виртуальным общением, что приводит к дальнейшим трудностям в социализации.
- Снижение творческого потенциала — механический и стандартизированный характер поведения, который преобладает во многих учебных программах, рискует снизить творческий потенциал учащихся.
Проблемы внедрения цифровых технологий в образовании
Как и любая инновация, цифровизация образования неизбежно влечет за собой определенные трудности, как субъективные, так и объективные.
Субъективные трудности связаны с нежеланием людей переходить на новые формы преподавания и обучения. Это связано с тем, что необходимо выйти из зоны комфорта и преодолеть внутреннее сопротивление. Большие слои общества всегда были склонны к консерватизму и с трудом принимают глобальные изменения.
Во время глобальной пандемии нового коронавируса общество резко разделилось на два лагеря — против и за дистанционное образование.
Существует множество проблем, которые необходимо преодолеть, в том числе
- Отсутствие цифрового оборудования в учебных заведениях.
- Отсутствие высокоскоростного интернета во многих отдаленных районах.
- Нехватка профессиональных кадров.
- Экспериментальный характер многих технологий.
- Недостаток методических ресурсов.
Неравное распределение доступа к информационным технологиям часто называют «цифровым разрывом».
Чрезмерная бюрократизация системы образования приводит к ряду трудностей. Например, электронный документооборот был введен для упрощения работы учителей и экономии времени. На самом деле, введение соответствующей электронной документации может скорее усложнить, чем облегчить работу учителей, поскольку во многих учебных заведениях одновременно ведется бумажный документооборот.
Контроль качества также проблематичен. В Интернете существует огромное количество сайтов с непроверенными фактами и онлайн-курсов с сомнительными методами обучения. Не все учебные программы, используемые учебными заведениями, являются полностью методологически обоснованными и проверенными.
Актуальность использования цифровых технологий в образовании
Несмотря на все трудности, внедрение цифровых технологий в систему образования — неизбежный процесс, поскольку научно-технический прогресс не стоит на месте.
Трудно представить современную жизнь без компьютеров и гаджетов. Использование цифровых технологий в образовании помогает подготовить людей к жизни в информационном обществе, где людям необходимы навыки обработки электронных устройств и умение ориентироваться в бесконечном потоке информации.
Поскольку в 2020-2021 годах мир охватит пандемия Коронаи, более широкое использование дистанционного обучения и методов преподавания станет необходимым. Это поможет студентам и преподавателям сохранить здоровье во время пандемии инфекционных заболеваний.
Электронные учебники
Использование цифровых технологий в образовании стало реальностью. Например, в школах Тамбова уже несколько лет используются электронные учебники различных издательств, включая «Русское слово» и многие другие образовательные процессы. В апробации этих пособий приняли участие 50 школ из 18 районных центров области.
Это 4, 345 учеников, которые используют электронные пособия на 202 уроках.Все школьники Тамбовской области обеспечены электронными пособиями по астрономии.
Учитывая, что электронная книга — это открытая учебная среда с большим количеством ресурсов в электронном формате (мультимедиа, аудиофайлы, веб-сайты), «можно применять различные модели обучения, например, гибридные форматы обучения». ‘Участие учащихся в самостоятельных поисковых процессах, например, может формировать навыки 20 века путем фильтрации необходимых данных, работы над проектами и эффективного использования электронных пособий.
Обучение в онлайн режиме
Важную роль играет внедрение и доступность образовательных сайтов, работающих в электронном виде, которые предоставляют как простые задания, так и полноценные учебные курсы по различным направлениям.
Правительство РФ одобрило проект «Современная цифровая образовательная среда», который направлен на повышение качества и расширение уровня системы непрерывного образования. Этого можно достичь путем совершенствования цифровой образовательной среды. Кроме того, онлайн-обучение должно стать общедоступным.
Проект должен представить цифровое образование как очень удобный и эффективный способ как для студентов, так и для преподавателей. Он позволяет создать методологию обучения на протяжении всей жизни с целью повышения качества образовательного процесса, сделать его более доступным, обеспечить возможность смешанного обучения, а также учесть персональную образовательную траекторию каждого студента.
Основная функция, отличающая ее, заключается в применении технологий цифрового обучения на всех уровнях образования, но также в том, чтобы сосредоточиться на повышении образовательного уровня всех граждан, подразумевая образование на неформальном уровне.
Повсеместное использование цифровых технологий и доступ пользователя к общеобразовательным ресурсам востребованы учащимися с особыми образовательными проблемами и особенно харизматичными детьми. Единая основа программ онлайн-обучения подразумевает обучение школьников быстрой адаптации к различным информационным потокам, их правильной оценке, формированию верных решений в нестандартных ситуациях, словом, навыкам 20 века.